23 ноября 2023 года в МБОУ г. Кургана «СОШ № 41» прошел обучающий семинар-практикум «Эффективные приёмы работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся».
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.
Всех участников семинара поприветствовала заместитель директора по УВР Мосягина Н.Ф. Она обозначила цель семинара: познакомить педагогов с приёмами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности у обучающихся начальной школы.
Заместитель директора по УВР Малахова В.В, учитель функциональной грамотности, рассказала об организации работы в школе по данному направлению. На семинаре был представлен опыт работы учителей русского языка и литературы, английского языка, истории по становлению практики формирования функциональной грамотности обучающихся в муниципальной системе образования, модель методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности на уровне образовательной организации.
Санникова Л.В., учитель русского языка и литературы, рассказала о формировании читательской грамотности на уроках литературы и русского языка. Люсьена Владимировна предложила поработать с заданиями на развитие читательской грамотности.
Бурдеева М.А., учитель английского языка, рассказала о формировании финансовой грамотности на уроках. Марина Андреевна показала применение приема «Фишбоун» на уроках английского языка. Суть дидактического приёма: «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.
Фролова Д.С., учитель истории, показала применение технологии развития критического мышления на уроке. Приемы «+-100», «Черный ящик» вызвали у слушателей семинара большой интерес.
Романова Д.С., советник по воспитанию, учитель истории, показала на практике применение метода «Шесть шляп» (метода ролевой игры). Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Чем больше таких задач решать, тем более подготовленным к жизни будет человек. При формировании функциональной грамотности человек учится решать жизненные задачи, которые встречаются ежедневно.
Мосягина Н.Ф., учитель русского языка и литературы, рассказала, что активные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Предложила поработать с заданиями, используя приемы нейропсихологии.
По окончанию семинара заместитель директора по УВР Н.Ф. Мосягина подвела итоги. Участники семинара высказали слова благодарности всем организаторам семинара и выступившим, поделились мнением по теме семинара, наметили пути совершенствования своей работы по данной теме. Участники семинара отметили актуальность формирования функциональной грамотности в условиях реализации ФГОС. Семинар получил высокую оценку коллег.