Кафедра гуманитарного образования и языковой подготовки продолжает представлять авторские школы учителей иностранных языков Курганской области.
Авторская школа учителя английского языка МБОУ «СОШ № 59» Светланы Владимировны Бочкарёвой «Риторико-эвристическая составляющая уроков английского языка» состоялась на курсах: 1) «Цифровые технологии в обучении иностранному языку» (13 февраля 2023 года); 2) «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации обновленных ФГОС (Developing soft skills)» (21 февраля 2023 года).
Учитель подчеркнул, что риторизация уроков английского языка позволяет шлифовать методы и приёмы, способствующие развитию устноречевых и письменноречевых умений и навыков, активно включая при этом элементы диалогизации, и работать над созданием новых типологических разновидностей и форм уроков. Обоснована целесообразность жанровой формы организации урока английского языка как на этапах освоения, активизации, систематизации нового материала, так и на этапе диагностирования знаний обучающихся; предложены различные жанры и даны рекомендации по использованию их на занятиях. Автор проекта – одна из первых учителей английского языка в России, которые начинали работать по данной проблеме.
Рассмотрена технология риторизации в контексте создания риторических текстов в разных жанрах. Педагогом предложены жанры, которые работают на уроках английского языка – это вопрос, доклад, дискуссия, словесная «дуэль», интервью, инструкция, лимерик, мини-лекция, письмо, предоставление слова, слово о…, самопрезентация, прогулки по…, рапорт, реклама, резюме, рекомендация, реплика, рефлексия, рецензия, сказка, сообщение, судебная речь, рассказы в различных литературных жанрах, речь от имени маски.
Дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии; это педагогическая теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов.
Поэтому риторизация уроков английского языка и использование методов дидактической эвристики – взаимопроникающие элементы, дающие простор развитию творческих и речемыслительных навыков обучающихся.
Светлана Владимировна рассказала о том, что использование различных жанров на уроках английского языка способствовало формированию лексических и грамматических навыков, обучению целевым видам речевой деятельности — говорению, письму, чтению. Данная технология стала основой для создания творческих проектов учащихся и выходу данных проектов на региональный и федеральный уровни.
Практическая часть авторской школы: Бочкарева С.В. привела примеры использования данной технологии по разделам: грамматика: творческие контрольные работы, грамматические схемы, грамматические сказки учащихся по временам глагола; работа с лексикой: набор ассоциаций для запоминания новых лексических единиц, авторские рифмовки, тематические стихи и песни на уровне сверхфразового единства; раздел «чтение» был представлен авторской сказкой по правилам чтения в начальной школе, примерами «перекрестного пересказа» текстов, методическими наработками с текстами различных жанров для информативного чтения; в разделе «письмо» педагог рассказала о «чатах» на уроках английского языка, сочинениях в старших классах, о рассказах и сказках учащихся в рубрике «Литературная гостиная»; в разделе «говорение» были освещены примеры авторских проектов: «Мой невидимый остров», «Досуг мира», «Путешествия», дискуссий: «Книги», «Экология», ролевых игр «Музыканты и продюсеры», «Мы и СМИ»; даны рекомендации по проведению уроков по развитию навыков неподготовленной речи и проведению Риторических турниров на английском языке.
Также учителям был предложен просмотр презентации грамматической сказки и отрывок урока по теме «Встреча различных видов искусства» и даны ссылки на конспекты уроков.
Все наработки по данной проблеме представлены на сайте Светланы Владимировны.
На авторской школе 13 февраля присутствовали 17 человек, 21 февраля -13 человек.
Участники авторской школы отметили, что «все продемонстрированные Светланой Владимировной Бочкаревой методы работы являются ярким свидетельством педагогического таланта, энтузиазма, любви к детям и к своей работе, творческого подхода к каждому уроку как в начальной школе, так и в старшем звене. Насколько все это мотивирует детей, помогает им преодолеть барьер — общаться на иностранном языке».
Авторская школа получила высокую оценку коллег – слушателей курсов за актуальность, качество и глубину представленного материала и за профессионализм педагога!