«Школа Минпросвещения России» – это флагманский системообразующий проект в укреплении школьного образования для создания единых условий реализации образовательных программ.
Цель проекта – содействие обеспечению качественного доступного образования во всех регионах страны для каждого ребёнка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов.
Для практической реализации проекта выделены три уровня соответствия общеобразовательной организации требованиям «Школы Минпросвещения России»:
- Базовый уровень включает в себя необходимый минимум решений для обеспечения качественного образовательного процесса с соблюдением задач, содержащихся в национальном проекте «Образование».
- Средний уровень представляет собой расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение обучающимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс.
- Высокий уровень включает в себя все доступные инструменты для реализации всех успешных практик системы образования Российской Федерации.
Региональный ответственный: Войткевич Наталья Николаевна, проректор по учебно-методической работе ГАОУ ДПО ИРОСТ, тел. 8(3522) 65-12-92
Координатор проекта: Ключникова Марина Васильевна, руководитель Центра сопровождения проектов и программ, тел. 8(3522) 65-12-93
Нормативные документы
Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» https://smp.edu.ru/concept
Критерии и показатели самодиагностики (2024 год) https://smp.edu.ru/criteriaandindicators
Информационный ресурс управления качеством образования (система автоматизированной самодиагностики) https://drive.google.com/file/d/1PgiE08yWn46gDghRdVS8Xp6by3_nav84/view
Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций
https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations
Региональные мероприятия проекта
2-3 июня 2023 года на базе Лицея-интерната для одаренных детей состоялся семинар-совещание «Инновационные механизмы управления качеством образования».
Основной темой мероприятия стало погружение в проект «Школа Минпросвещения России». Механизм реализации данного проекта был представлен Упоровой Мариной Николаевной — заместителем директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения РФ.
Институтом развития образования и социальных технологий была организована и проведена деловая игра «Время позитивных перемен», позволившая руководителям образовательных организаций погрузиться в содержание магистральных направлений проекта и запланировать разработку дорожных карт, обеспечивающих школе выход на уровень соответствия не «ниже базового». В совещании приняли участие руководители 132 образовательных организаций региона.
Программа совещания руководителей 2-3 июня 2023 г.
Фотографии: https://disk.yandex.ru/a/D2X84pn9u4hshw
23 августа состоялся II Съезд педагогических работников Курганской области. Организаторами съезда выступили Департамент образования и науки Курганской области и ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».
Участники посетили тематические секции:
- Управление воспитательной и профилактической работой в муниципальном образовании.
- Механизмы реализации государственной политики в сфере общего образования на региональном уровне.
- Приоритетные цели и задачи в работе руководителя образовательной организации на 2023-2024 учебный год.
- Детский сад – территория изменений.
- Дополнительное образование: новые вызовы, возможности, приоритеты.
- Проектирование профориентационной деятельности в общеобразовательной организации.
- Воспитательная работа: региональный и федеральный аспекты.
- Цифровизация образования.
В рамках съезда прошла Выставка достижений системы образования Курганской области. Более 20 образовательных учреждений приняли участие в выставке и продемонстрировали свои результаты.
Пленарное заседание на тему «Формирование государственно-ориентированной личности обучающегося как основной приоритет системы образования» прошло в торжественной обстановке.
К участникам мероприятия в режиме видео-конференц-связи обратился Министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов и губернатор Курганской области Вадим Михайлович Шумков. С докладом на пленарном заседании съезда выступил директор Департамента образования и науки Курганской области Андрей Борисович Кочеров.
Лучшим работникам сферы образования были вручены награды заместителем губернатора по социальной политике Кириловой Натальей Николаевной. Также педагогов наградили почетными грамотами Департамента образования и науки и Центрального Совета Профсоюзов.
Programma_II_Sezda_pedagogicheskikh_rabotnikov_Kurganskoy_oblasti
Фотографии: https://vk.com/album-147121300_295836114
236 (83%) общеобразовательных организаций Курганской области прошли автоматизированную самодиагностику на соответствие критериям проекта «Школа Минпросвещения России». Согласно полученным результатам уровень ниже базового получили 72 школы из прошедших самодиагностику, базовый уровень – 52 школы, средний уровень – 100 школ, высокий уровень – 10 школ.
Не выполнен критический показатель в рамках ключевых условий и магистральных направлений:
- «Школьный климат» — 29 школ,
- «Знание» — 27 школ,
- «Учитель школьная команда» — 24 школ,
- «Воспитание» — 12 школ,
- «Образовательная среда» — 10 школ,
- «Здоровье» — 5 школ,
- «Профориентация» — 4 школы»,
- «Творчество» — 3 школы.
В декабре 2023 года на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ прошли курсы для управленческих команд на тему «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования». Помимо администрации школ в управленческие команды вошли специалисты муниципальных отделов образования, курирующие проект.
Управленческие команды погрузились в концептуальные основы проекта применительно к условиям своей организации. Практическая часть курсов строилась на анализе результатов автоматизированной самодиагностики школ. Итоговым продуктом стала дорожная карта образовательной организации по достижению уровня выше базового, с включением муниципальных мероприятий, обеспечивающих достижения стратегических показателей проекта.
25 января 2024 года в МКОУ «Куртамышская СОШ № 1» (г. Куртамыш) состоялся межмуниципальный практико-ориентированный семинар на тему: Реализация проекта «Школа Минпросвещения России».
Открыли семинар учащиеся школы — активисты Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Руководитель МКОУ «Куртамышская СОШ №1», Постовалова О.Н., рассказала присутствующим об опыте прохождении школой самодиагностики на соответствие критериям проекта и разработке дорожной карты по достижению целевых показателей магистральных направлений и ключевых условий.
Одним из мероприятий семинара стала экскурсия по школе, которую провела Скатинцева Ю.С. (зам. директора по учебно-воспитательной работе), совместно с активистами Российского движения детей и молодежи «Движение первых», показав условия ОО созданные с учетом требований проекта. (В 2023 году был завершен ремонт школы в рамках проекта «Модернизация школьных систем образования», в настоящее время в обновленном пространстве обучается 1046 учащихся).
Возможности использования современного цифрового оборудования представили педагоги школы, продемонстрировали фрагменты уроков и занятий:
- «Современные производственные технологии. Лазерная резка» (учитель технологии Глухова Н.Б.);
- «Плазмолиз и деплазмолиз» (учитель биологии Немкова Е.А.);
- «Кислород вокруг нас» (учитель географии Пономарева Т.Л.,).
Главный специалист отдела образования Администрации Куртамышского муниципального округа Кирьянова М.М. обозначила направления деятельности специалистов МОУО, осуществляющих оценку эффективности деятельности школ на основе результатов самодиагностики.
В завершении семинара Ключникова М.В. руководитель центра сопровождения проектов и программ ГАОУ ДПО ИРОСТ, обозначила перспективы реализации проекта в регионе.
19 марта 2024 года МБОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа имени контр-адмирала Иванова В.Ф.» радушно приняла коллег для проведения межмуниципального семинара «Профориентационная работа как средство достижения профессионального самоопределения обучающихся».
Профориентация является одним из магистральных направлений проекта «Школа Минпросвещения России», внимание к которой в современных условиях становится все более пристальное.
Семинар открыли О.Н. Артишевская (руководитель сектора информационно-методической и кадровой работы Управления образования Кетовского муниципального округа Курганской области) и Ю.В. Стефаник (директор школы).
О региональных аспектах, формах и методах профориентационной деятельности, а также о критериях сопровождения выбора профессии обучающихся рассказала руководитель Центра сопровождения проектов и программ М.В. Ключникова.
Программа семинара включала:
- представление системы профориентационной работы в школе, включающей урочную и внеурочную деятельность, практико-ориентированный модуль, дополнительное образование, взаимодействие с родителями и законными представителями, профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, профильные и предпрофильные классы (не менее 80 часов в учебном году).
- опытом реализации профориентационного проекта «ПРОФ-КЛИК.
- мастер-классы «Использование робототехники в профориентационной работе» (под руководством А.Ю. Сухарева, учителя информатики); «Использование возможностей «Точки роста» на уроках химии и биологии» (провели Дуничева С.Г., учитель химии, и Ермишева Е.В., учитель биологии); «Физика в профессиях, востребованных в УРФО» (провели Л.В. Безбородова и В.А. Попов, учителя физики).
В завершение встречи И.И. Кобченко (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) рассказала о работе профильных классов как о средстве профориентационной работы (на базе школы созданы 3 профильных класса: два психолого-педагогических и инженерный).
Одним из акцентов семинара стала экскурсия по школе с посещением специализированных кабинетов, лабораторий, центра детских инициатив, тренажерного и двух спортивных залов, оснащенных современным оборудованием и инвентарем.
В настоящее время согласно проведенной самодиагностике школа обеспечивает сопровождение профессионального самоопределения на «высоком» уровне, что способствует раскрытию личностного потенциала каждого учащегося.
На базе ГБОУ «Курганская школа-интернат № 25» в течение двух дней состоялось традиционное региональное мероприятие — семинар-совещание для руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций.
Более 150 участников в течение двух дней работали по теме «Моделирование успешных стратегий развития образовательных организаций».
Программа семинара-совещания включала в себя: деловую игру «Решать нельзя откладывать?!», час с директором Департамента образования и молодежной политики, взаимодействие с представителями информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум».
В ходе деловой игры «Решать нельзя откладывать?!» участники команд разрабатывали проекты для включения в программу развития образовательной организации по актуальным направлениям:
- «Традиционные ценности — нравственные ориентиры в воспитании обучающихся».
- «Цифровая образовательная среда. Основные возможности для участников образовательных отношений».
- «Школа со знаком качества».
По итогам игры команды представили дорожные карты проектов, разработанных в соответствии с требованиями федерального проекта «Школа Минпросвещения России».
Проделанная работа позволила смоделировать алгоритм работы образовательной организации при разработке программы развития школы.
Фото по ссылке: https://vk.com/album-147121300_303065891
В июне 2024 года 262 (93%) общеобразовательных организаций Курганской области прошли автоматизированную самодиагностику на соответствие критериям проекта «Школа Минпросвещения России». Согласно полученным результатам уровень не ниже базового получили 237 (90,5%) школ, из них: 26 (9,9%) – высокий уровень, 149(56,9%) средний уровень, 62(23,7%) базовый уровень.
Показатель ниже базового уровня получен 25 (9,5%) образовательными организациями. Не выполнен критический показатель в рамках ключевых условий и магистральных направлений:
- «Школьный климат» — 9 школ,
- «Знание» — 3 школы,
- «Учитель школьная команда» — 10 школ,
- «Воспитание» — 2 школа,
- «Образовательная среда» — 6 школ,
- «Здоровье» — 1 школа,
- «Профориентация» — 2 школы»,
- «Творчество» — 1 школа.
В сравнении с показателями самодиагностики 2023 года максимальное снижение по не выполнению ОО критических показателей в 2024 году произошли по магистральным направлениям «Знание», «Воспитание», «Здоровье».