Институт развития образования и социальных технологий
8 (3522)
23-53-07
Курган
МИССИЯ

Оказание качественных научно-методических и экспертных услуг в непрерывном образовании работникам системы образования Курганской области на основе сотрудничества

Наши линки

Новости

Делимся опытом инклюзивного образования

31 октября 2019 г. в сообществе педагогов государственных казенных общеобразовательных организаций (ГКОУ) прошла заочная научно-практическая конференция по теме «Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования». В конференции приняли участие руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги ГКОУ, профессиональных общеобразовательных организаций (ПОО), дошкольных общеобразовательных организаций (ДОУ), общеобразовательных организаций Курганской области.

Цель конференции – обобщение опыта работы педагогов по вопросам социально-психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Конференцию открыла Гоголева Галина Серафимовна, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ, к.п.н. В своем выступлении она представила некоторые результаты реализации регионального сетевого инновационного проекта «Развитие кадрового потенциала как условие формирования инклюзивного образования в регионе». Гоголева Г.С. акцентировала внимание на следующих моментах:

1) в образовательных организациях (ОО) Курганской области в рамках инклюзии обучаются дети с сенсорными нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

2) для детей с ОВЗ создаются специальные условия для их комфортного пребывания и успешного обучения в ОО;

3) в работе педагогов, которые обучают проблемных детей, существует еще много трудностей, которые главным образом связаны с отсутствием специального образования;

4) большую помощь педагогам, работающим в условиях инклюзии, оказывают ресурсные центры, созданные  при 4-х ГКОУ области и ОУ, реализующие инклюзивную практику.

В выступлениях педагогов-практиков большое внимание было уделено вопросу психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Так, Сатурдинова Елена Айнатулловна, старший воспитатель курганского детского сада №47, поделилась опытом проведения мини-консилиума совместно с родителями дошкольного учреждения, работой педагогического клуба «Гнездышко», направленной на эффективное взаимодействие педагогов с воспитанниками и их родителями, на воспитание у детей осознанного отношения к здоровью.

Опытом работы по проблеме изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей с ДЦП поделилась Шумкова Евгения Геннадьевна, учитель-логопед ГКОУ «Курганская спец.(корр) школа-интернат №60».

Вопросам личностного развития детей с ОВЗ, формирования их эмоционально-волевой сферы было посвящено выступление Булычевой Натальи Ивановны, педагога-психолога ГКОУ «Шадринская  школа-интернат №11». Она поделилась опытом работы по реализации программы психологической помощи детям с ОВЗ, цель которой - коррекция эмоционального дискомфорта у детей 5-7 лет, повышение их активности и самостоятельности.

Сорокин Иван Сергеевич, учитель ГКОУ «Курганская спец.(корр.) школа №8», основываясь на собственном практическом опыте работы с учащимися с расстройством аутистического спектра (РАС), представил программу сопровождения такого ребенка по преодолению зоны комфорта, что способствует усвоению учебных знаний и социального опыта.

Злободневным вопросом остается трудоустройство детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Но в ГКОУ нашей области накоплен положительный опыт решения данной проблемы, в том числе с помощью представителей окружающего социума.

С интересом был воспринят опыт работы по формированию профессиональных компетенций учащихся и выпускников школ-интернатов через программы по профориентации, социально-бытовой адаптации, постинтернатного сопровождения, профили трудового обучения, дополнительное образование, включающие разнообразные формы  и методы. Этот опыт был представлен в выступлениях Смирновой Елены Филфановны, педагога-психолога ГКОУ «Шадринская школа-интернат №12», Бекбулатовой Ельсиер Исилбаевны и  Ворончихиной Марины Геннадьевны, социального педагога и зам. директора по ВР ГКОУ «Красноисетская школа-интернат» Далматовского  района.

На конференции был представлен также опыт работы общеобразовательной школы в условиях инклюзии ( к сожалению, единственный). Это опыт Мокроусовской средней школы №1 им. генерала-майора Г.Ф.Тарасова. Его представили Большакова Эльвира Владимировна и Кокорина Татьяна Сергеевна, учитель спец.(корр.) класса для детей с ОВЗ и зам. директора по УВР.

В школе создан класс по типу малокомплектной школы, где обучаются учащиеся с 1 по 9 класс. Планируя содержание воспитательной работы с детьми в таком классе, классный руководитель руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной работой. Всю воспитательную работу, направленную на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям, классный руководитель проводит совместно с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом школы.

Адаптации учащихся специального класса к окружающей действительности способствуют посещения клуба при районном историко-краеведческом музее «Солнечный круг», клуба при РДК «ИграТрон», где с учащимися проводятся занимательные игры, соревнования, беседы; работа клуба «Мастерская Поделкино» при центре обслуживания населения; участие в олимпиадах, викторинах в школе и за ее пределами. Результатом такого всестороннего и комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ является оптимально развитая личность, не идеал, а конкретный ребенок, его позитивные изменения в сравнении с самим собой.

С 2016 года Курганский педагогический колледж является базовой профессиональной ОО по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ. Ефимова Марина Анатольевна, зам. директора по НМР, в своем выступлении рассказала о создании в колледже специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, о проведении информационно-просветительской работы и организации деятельности по повышению квалификации педагогических работников, об организации межведомственного взаимодействия.

Круг социальных партнеров колледжа достаточно широк - ГКОУ «Курганская школа-интернат №25», ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения», ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», Курганская областная общественная организация спортивно-реабилитационного клуба «Ахиллес», ГУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям», ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области», Главное управление по труду и занятости населения Курганской области. Это позволяет привлекать их к реализации семинаров, круглых столов по таким направлениям, как профориентация, трудоустройство, социальное кураторство, инклюзивное творчество и т.д.

В заключении конференции Гоголева Г.С. прокомментировала результаты участия в V международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность», которая проходила в Москве.

Все педагоги, желающие подробно ознакомиться с материалами выступлений и статьями конференции,  могут сделать это в вебинарной комнате и в разделе «Опыт» сообщества педагогических работников ГКОУ Курганской области ГАОУ ДПО ИРОСТ.

Фролова З.Г., методист кафедры

 психологии и здоровьесбережения ИРОСТ


5 ноября 2019