Институт развития образования и социальных технологий
8 (3522)
23-53-07
Курган
МИССИЯ

Оказание качественных научно-методических и экспертных услуг в непрерывном образовании работникам системы образования Курганской области на основе сотрудничества

Наши линки

Новости

Вопросы индивидуального и дифференцированного подхода в работе с детьми с ОВЗ обсудили педагоги и руководители ГКОУ области

Заместители директоров по УВР специальных (коррекционных) школ обсудили современные подходы к управлению образовательной организацией в условиях введения СФГОС. Очередное занятие ПДС, посвященное этой теме, проходило на базе Введенской спец. (корр.) школе. На семинар были также приглашены руководители и педагоги из 3-х муниципальных образований области – Звериноголовского, Кетовского, Притобольного, для которых Введенская спец.(корр.) школа является ресурсным центром в вопросах инклюзивного образования.

Программа семинара по теме «Особенности реализации индивидуального и дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ» реализовалась на актуальном, практическом опыте школы, которая осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования, образования обучающихся с различными формами умственной отсталости. 

В данный момент в школе обучается 108 человек, 87 человек находится на круглосуточном пребывании в школьном интернате. В контингенте школы 50 детей-инвалидов, 20 человек обучается по СИПР. Педагогический коллектив школы - 38 человек.

Предпрофессиональная подготовка обучающихся осуществляется по 4 профилям трудового обучения: «Столярное дело», «Швейное дело», «Парикмахерское дело», «Сельскохозяйственный труд».

Как ресурсный центр инклюзивного образования Введенская специальная (коррекционная) школа работает с 1 сентября 2015 года.

В этом статусе она осуществляет сопровождение 47 инклюзивных школ из 4 муниципальных образований области: Звериноголовского, Кетовского,  Притобольного и Белозерского районов. Для педагогов и административных работников ОО проводятся тематические семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультирования, интернет-консультирование, разрабатываются методические рекомендации.

На сайте Введенской специальной (коррекционной) школы в разделе «Ресурсый центр» размещаются разработанные специалистами школы примерные локальные акты общеобразовательной организации, осуществляющей обучение школьников с ОВЗ, методические материалы, разъясняющие вопросы действующего законодательства в сфере специального образования, материалы консультаций по вопросам обучения, сопровождения, профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптированные образовательные программы.

С декабря 2016 года Ресурсный центр действует как региональная инновационная площадка в рамках реализации проекта «Развитие кадрового потенциала как условие формирования инклюзивного образования в регионе» (приказ Департамента образования и науки Курганской области от 2 декабря 2016 года  № 1842). С опытом работы педагогов школы в системе знакомятся педагоги ОО, работающие с детьми с ОВЗ, в рамках курсов ИРОСТ.

В ходе заседания ПДС зам. директора по УВР школы Филиппова И.Б. и руководитель Ресурсного центра Войщева Н.Б. познакомили слушателей с особенностями дифференцированного подхода, применяемого в работе с детьми с умственной отсталостью на коррекционных занятиях, особенностями обучения  детей школы в инклюзивных группах, с нормативной основой и особенностями составления ИУП (индивидуального учебного плана) и СИПР (специальной индивидуальной программы развития) в зависимости от варианта индивидуальной образовательной программы.

Побывав на уроке столярного дела в 7классе, педагоги и руководители ОО увидели реализацию индивидуального подхода, который умело применяет Айткулов Я.К., учитель столярного дела. Создание ситуаций успеха для каждого учащегося (индивидуальные задания, эмоциональный настрой на работу), оценка выполненной работы каждого с учетом перспективы ближайшего развития приводят к положительным результатам: дети работают увлеченно и сосредоточенно. В кабинете представлено большое разнообразие работ: кухонная утварь, различные виды макетов технических работ, предметы школьных принадлежностей. Уроки столярного дела развивают творческие  и профессиональные способности учащихся,  готовят их к успешной социализации.

Коррекционное занятие обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР (учитель-дефектолог Акулова С.Н.) проходило в форме сказочного путешествия по русским народным сказкам и загадкам. Герои этих сказок помогали учащимся упражняться в различении геометрических фигур, развивали умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, формировали у учащихся приемы умственных действий. Задания для учащихся были продуманы педагогом в соответствии с индивидуальным подходом.

Путешествуя на «поезде» по станциям: «Повторяй-ка», «Знай-ка», «Закрепляй-ка», «Школьная», учащиеся 1 класса на уроке обучения грамоте (учитель начальных классов Е.А. Никонова) знакомились с новым звуком «ч» и буквой «Ч», учились читать новые слоги и слова с указанными буквами. Интерес на занятии поддерживался благодаря интересным играм: «Буква спряталась», «Четвертый лишний», «Лабиринт» и др.. Успешной реализации задач и БУДОв (базовых универсальных действий), поставленных учителем, способствовал разнообразный дидактический материал, используемый в соответствии с дифференцированным подходом к учащимся.

Интересный познавательный материал для более глубокого понимания и общения с учащимися с ОВЗ был представлен на мастер-классе «Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта у умственно отсталых обучающихся через кинезиологические технологии», который проводила учитель-логопед Ржевская С.И.. Знакомясь с особенностями функционирования головного мозга «особых» детей, педагоги и руководители познакомились с 4 группами кинезиологических упражнений, которые, являясь своеобразной «гимнастикой мозга», помогают развитию психических процессов у умственно отсталых детей.

В ходе изложения материала о позитивных технологиях педагог-психолог школы Осипова Г.И. знакомила слушателей с приемами самоподдержки личности. Прием «Калоши счастья», метод «браслетов», выполнение заданий по карточкам «Мой ресурс» помогли педагогам пополнить свой методический багаж в вопросах индивидуального подхода к детям с ОВЗ.

Семинар был завершен в интерактивной форме. Педагоги высказывались на тему «Индивидуальный и дифференцированный подход - что я  знаю об этом», и их высказывания показали высокий уровень усвоения теоретических и практических знаний по теме.

В завершение все присутствующие отметили несомненную пользу таких интерактивных занятий. Они помогают совершенствовать и приобретать результативный опыт в работе с учащимися.

 Фролова З.Г., методист кафедры психологии и здоровьесбережения  ИРОСТ



24 мая 2019