Институт развития образования и социальных технологий
8 (3522)
23-53-07
Курган
МИССИЯ

Оказание качественных научно-методических и экспертных услуг в непрерывном образовании работникам системы образования Курганской области на основе сотрудничества

Наши линки

Новости

Делимся опытом работы в рамках ТМО педагогов спец.(корр.) школ

Очередное заседание территориально-методического объединения (далее ТМО) педагогов специальных (коррекционных) школ-интернатов состоялось в Лебяжьевской спец.(корр.) школе-интернате. В нем приняли участие педагоги спец. (корр.) школ восточного образовательного округа: Пионерской школы Макушинского района, Лебяжьевской и Варгашинской. Заседание прошло в форме семинара-практикума. К участию в нем были приглашены также и учителя  общеобразовательных организаций (далее ОО) Лебяжьевского района. В работе семинара приняли участие Фролова З.Г., методист кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ, и Достовалова Т.Л., учитель начальных классов, учитель высшей категории ГКОУ «Курганская спец.(корр.) школа».

Тема семинара «Совершенствование профессионального мастерства педагогов. Анализ и самоанализ уроков и внеурочных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ».

Неслучайно, именно Лебяжьевская школа-интернат стала местом проведения семинара-практикума. В школе большое внимание уделяется организации методической работы. Работа по единой методическая теме «Повышение качества образования в школе-интернате путём использования новых технологий и методов обучения в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ» реализуется через дефектологический всеобуч, семинары по актуальным вопросам психологии и педагогики, где педагоги знакомятся с нетрадиционными методами обучения и воспитания, новыми образовательными технологиями.

Одной из форм методической работы является самообразование. Педагоги, пройдя диагностику профессиональных затруднений, выбирают тему по самообразованию и разрабатывают программу профессионального роста. Сроки реализации программ  варьируются от 1 года до 4 лет в зависимости от сложности темы. О ходе работы по самообразованию педагоги докладывают на заседаниях ШМО, а конечные результаты представляют на заседаниях методического совета и педсовета. Большое внимание уделяется и обобщению и внедрению передового педагогического опыта.

К семинару-практикуму хозяева школы подготовили серию уроков и внеурочных занятий и их самоанализ. Все уроки и внеурочные занятия были построены в соответствии с возрастными особенностями учащихся, цели реализованы через поставленные задачи и базовые учебные действия (далее БУДы), использовались разнообразные приемы для активизации, мотивации к учебной деятельности, стимулированию к индивидуальной и фронтальной работе.

Так, урок математики в 3 классе (учитель Максимова Е.Е.) был построен в форме путешествия, где учащиеся при поддержке педагога систематизировали знания по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков». Педагогом использовались следующие методы: объяснение, демонстрация, практическая и самостоятельная работа, игровая деятельность. На уроке осуществлялся дифференцированный подход: все учащиеся были разделены на несколько групп, выполнявших разные по объему и сложности задания. Проводилась фронтальная, групповая и индивидуальная работа, саморефлексия учащихся.

Логопедическое занятие в подгруппе 5 класса (учитель-логопед Федорова Н.А.) проводилось в рамках месячника «Экологическое воспитание» по теме «Дифференциация звуков «Ч» и «Ц». Учитель в образе Черепахи Тортиллы попросила учащихся помогать ей в выполнении заданий от паучков, жучков, зайчиков, черепашек. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы, давали характеристику звукам Ч и Ц, составляли и пропевали слоги, записывали слоговые цепочки на слух по памяти, раскладывали слова по группам со звуком Ч и со звуком Ц, проговаривали чистоговорки, отгадывали загадки, вставляли пропущенные буквы в слова, из слов составляли предложение.

На уроке информатики в 8 классе учитель Самсонов А.А., применяя дифференцированный подход при оценке знаний учащимися материала прошлых уроков, использовал индивидуальные карточки с тестами на местах, решение теста у доски, устные ответы учащихся на вопросы учителя. При изложении нового материала по теме «Вставка изображения в мультимедийную презентацию» учитель методически грамотно сочетал метод рассказа, практического закрепления материала через использование интерактивной доски и запись в тетрадях учащихся.

Третий год школа является инновационной площадкой по внедрению учебно-методического комплекса (далее УМК) «Профессиональный компас», разработанный ГАОУ ДПО ИРОСТ. УМК «Профессиональный компас» в школе проводится в рамках внеурочной деятельности с 1 по 4 классы, по 1 часу в неделю в каждом классе. Учитель Воронцова Н.В. переработала программу УМК с учетом особенностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Занятие в 3 классе по теме «Сельское хозяйство: растениеводство» было построено на основе системно-деятельностного подхода. Введение новых названий «растениеводство», «овощеводство», «садоводство» происходило с умелым применением учителем ИКТ, игровых элементов, анализа представленных ситуаций, практической работы по разбору и посадке семян цветов.

Воспитатели Расторгуева Л.Г. и Урицкая М.М. провели конкурсно-игровую программу «Эта загадочная природа» (4 класс). Ребята совершили путешествие по экологической тропе, выполняя различные задания. Разнообразные формы деятельности на занятии помогали учащимся делать выводы о состоянии окружающей среды, находить пути ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы.

Все уроки и мероприятия, проведенные в этот день в школе, имели экологическую направленность, так как ежегодно в апреле в школе проводится месячник экологии.

Для гостей была организована методическая выставка педагогов школы по самообразованию.

Хозяева школы приготовили прекрасный сюрприз для участников семинара. В преддверии 9 мая «Дня Победы» и в рамках года Театра была показана театрализованная постановка «Блокадному Ленинграду посвящается…» (руководитель педагог-организатор Демидова А.С.). В постановке были заняты не только воспитанники, но и педагоги. Все зрители были растроганы постановкой и игрой актёров.

В заключение семинара-практикума учителя и воспитатели, проводившие открытые уроки и мероприятия, дали самоанализ своих занятий. С точки зрения экспертов, урок математики подробно проанализировала Достовалова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов ГКОУ «Курганская школа № 8», а внеурочное занятие «Профессиональный компас» - Фролова Зоя Григорьевна, методист ИРОСТ. Фролова З.Г. подробно остановилась и на основных требованиях, которые предъявляются к уроку и внеурочному занятию с детьми с ОВЗ, поделилась методическими рекомендациями для дальнейшей деятельности ТМО педагогов спец.(корр.) школ.

Подводя итоги семинара-практикума, все присутствующие педагоги отметили теплый и радушный прием хозяев школы и плодотворную работу ТМО.

Фролова З.Г., методист кафедры психологии

и здоровьесбережения ИРОСТ


30 апреля 2019