Институт развития образования и социальных технологий
8 (3522)
23-53-07
Курган
МИССИЯ

Оказание качественных научно-методических и экспертных услуг в непрерывном образовании работникам системы образования Курганской области на основе сотрудничества

Наши линки

Новости

Знакомимся с опытом дифференцированного обучения и воспитания детей с ОВЗ

14 марта 2019 г. состоялось 2-ое занятие постоянно действующего (далее ПДС) заместителей директоров по УВР государственных казенных общеобразовательных организаций. Занятие проходило на базе ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №16» по теме «Дифференцированный подход в образовании детей с интеллектуальными нарушениями в условиях спец.(корр.) школы».

Тема семинара является актуальной  для педагогов и руководителей в свете требований ФГОС ОО с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно ФГОС образовательный процесс в специальных учреждениях строится на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает принципиальные изменения в деятельности педагогов.

Учет при организации уроков и внеурочных занятий индивидуальных и психологических особенностей учащихся с ОВЗ, создание условий для продуктивной деятельности педагога и учащихся, умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся требует знания и умелого использования педагогами принципов, ведущим из которых в коррекционной школе является принцип дифференцированного подхода.

В Шадринской школе-интернате №16 сложилась система разноуровневого подхода в обучении и воспитании детей. Это комплектование классов относительно гомогенного состава с начального этапа обучения на основе заключений ЦПМПК и первичной диагностики уровня овладения общеучебными умениями; профильное трудовое обучение, организованное на основе диагностики, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников; внутриклассная дифференциация по уровню обучаемости детей.

Участники семинара, среди которых были и учителя-предметники, в ходе экскурсии по школе познакомились с материальной базой, оформлением, контингентом воспитанников школы и богатой методической  выставкой педагогов школы.

В школе-интернате обучается 222 ребенка, из них 175 имеют статус детей-инвалидов. Свою историю школа начинает с 1965 года. В то время школа занимала несколько небольших помещений, расположенных на пяти территориях. 2013 учебный год школа начала в новом трехэтажном здании с широкими холлами и коридорами, просторными светлыми помещениями.

Педагогический коллектив во главе с директором школы-интерната Табуевым И.А. приложил немало усилий, чтобы типовое здание превратилось в уютный дом, где учатся, развиваются и живут дети с ограниченными возможностями здоровья.

За счет программ «Доступная среда» и «Дети Зауралья – заботимся вместе» практически каждый кабинет школы оснащен мультимедийной аппаратурой, в школе есть доступ к сети Интернет, открыт кабинет информатики, обеспечены современным оборудованием и техникой столярная и швейная мастерские, кабинет для детей с расстройствами аутистического спектра.

В школе выстроилась целая система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Открыты классы для детей со сложной структурой дефекта, в том числе для детей с расстройствами аутистического спектра, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сенсорными и двигательными нарушениями. Открытие в 2018 году таких классов на базе Шадринского детского дома для умственно отсталых детей позволило обучать воспитанников, которые раньше считались необучаемыми. Большое внимание в школе уделяется формированию жизненных компетенций у детей. В учебный план включены логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, социально-бытовой ориентировки.

В школе работает консультативный пункт, объединяющий психолога, дефектологов, социального педагога, логопеда. Прежде всего, они оказывают поддержку семьям, имеющим детей с инвалидностью, помощь педагогам по вопросам индивидуализации образовательной и развивающей среды, осуществляют профориентацию, предпрофессиональное образование детей. На базе школы осуществляется и консультативная, методическая помощь педагогам других школ, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями.

При посещении уроков руководители и педагоги ГКОУ познакомились с разнообразными приемами и методами коррекционной работы, которые специалисты школы используют в работе с разными группами детей с ОВЗ с учетом дифференцированного подхода. Гости посмотрели урок математики в 4 А классе (учитель Гурьева А.И.), урок технологии в 7 классе (учитель Благинина Т.И.), урок по развитию речи с обучающимися с РАС в 4 Б классе (учитель Суворова Е.С.), коррекционно-развивающие уроки с обучающимися с ТМНР (учителя Бекетова Ю.Б. и Палышева Е.М.).

Долгими аплодисментами сопровождалось выступление воспитанников Шадринского детского дома для умственно отсталых детей. При поддержке педагогов дети эмоционально и выразительно представили сказку «Кто сказал: «Мяу?». Выступление детей показало, какую большую и кропотливую работу проводят педагоги школы, используя индивидуальный подход к «особым» детям.

В ходе круглого стола состоялся интересный и полезный обмен мнениями. Молодые педагоги школы №16 Брюховских Н.Ю. и Марковских М.А. представили апробированные формы и методы работы в формировании социальных навыков учащихся во внеурочной деятельности, в формировании учебных умений различных групп учащихся на уроках русского языка в зависимости от видов дифференциации.

Ежова Н.Ю., педагог-психолог, школы остановилась на теоретических основах личностного аспекта дифференциации, влиянии принципа дифференциации на обученность, обучаемость и развитие личности у/о ребенка.

Кубасова В.Г., зам. директора по УР ГКОУ «Шадринская школа-интернат №12», в своем выступлении поделилась опытом и подняла проблемы дифференцированного обучения слабовидящих детей. Харламова Н.Л, учитель ГКОУ «Красноисетская школа-интернат» Далматовского района, познакомила слушателей семинара с активно внедряемой в практику работы с обучающихся с ТМНР методикой «Нумикон».

Подводя итоги ПДС, Гоголева Г.С, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ, отметила, что дифференцированный подход является одним из эффективных факторов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, педагогу важно создать оптимальный темп продвижения ученика. Гоголева Г.С. также отметила эффективную деятельность педагогов и руководителей школы и предложила разместить материалы семинара на сайте ИРОСТ в сообществе педагогов ГКОУ.

По окончании семинара руководители и педагоги ГКОУ поблагодарили хозяев школы за прекрасно организованный и методически продуманный семинар. Все присутствующие отметили большой творческий потенциал педагогов школы, их большую любовь и уважение к детям, стремление к совершенствованию своего педагогического мастерства для успешной подготовки детей с ОВЗ к будущей самостоятельной жизни.

Фролова З.Г., методист кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ


26 марта 2019