Функциональная грамотность
Функциональная грамотность. Обучение на протяжение всей жизни
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработаны задания для оценки уровня функциональной грамотности обучающихся и выпущены печатные учебные пособия эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности (серия «Функциональная грамотность. Учимся жизни»).
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://resh.edu.ru/ Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
-
формирование банка заданий;
-
формирование проектов тренировочных работ;
-
прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
-
проверку развернутых ответов экспертами;
-
накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ).
В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
После авторизации на Платформе становится доступен функционал создания мероприятий с выбором даты, контрольно-измерительного материала (КИМ) с направлением функциональной грамотности, наименованием мероприятия, а также с указанием количества обучающихся – участников мероприятия. После прохождения работы обучающимися у учителя на странице с мероприятиями будет отображаться прогресс прохождения работы детьми, а также появится уведомление о необходимости ее проверки.
В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Нормативное обеспечение :
Методическое обеспечение:
- ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" с сентября 2021 года проводит постоянно действующий семинар по функциональной грамотности для региональных команд, курирующих вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
Циклограмма проведения Всероссийского семинара по формированию функциональной грамотности: https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
- Презентация "Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования"
- Методические рекомендации по работе с материалами сайта ИСРО РАО
Демонстрационные материалы:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Банк заданий для формирования функциональной грамотности:
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)
Банк заданий по функциональной грамотности (prosv.ru) (Банк заданий по формированию функциональной грамотности 1-9 класс)
https://resh.edu.ru/ (Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ)
Руководство пользователя ФГ РЭШ:
Подробная инструкция по работе с системой // cloud.mail.ru
Нормативное обеспечение
Положение о внутреннем мониторинге уровня сформированности функциональной грамотности
Положение о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС 2021
Положение о системе мониторинга
Приказ о мониторинге функциональной грамотности
Учебный план основного общего образования
Протокол заседания ученого совета №4 от 27.05.2022г.
Программно-методическое обеспечение
Аналитическая справка по итогам мониторинга
Спецификация диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 9-х классов: Математическая грамотность
Рабочая программа учебного курса Развитие читательской грамотности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8-9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учебный модуль «Математическая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Учебный модуль «Развитие креативного мышления»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа учебного курса функциональной грамотности 2-9 классы
Рабочая программа учебного курса функциональной грамотности 5-9 классы
Рабочая программа учебного курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся» 5-9 классы
Рабочая программа учебного модуля «Читательская грамотность» 5-9 классы
Развитие креативного мышления на уроках
Текст заданий Математическая грамотность
Учебный модуль в рабочей программе воспитания
Кейсы по естественно-научной грамотности 1-11 кл
Кейсы по математической грамотности 5-9 класс
Кейсы по читательской грамотности 5 класс
Конференция Просвещения по функциональной грамотности
Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ Креативное мышление
Читательская грамотность - ключ к успеху в жизни
Математическая грамотность – учимся для жизни
Методические мероприятия ГАОУ ДПО ИРОСТ по функциональной грамотности
Инновационный проект "Формирование функциональной грамотности"