Институт развития образования и социальных технологий
8 (3522)
23-53-07
Курган
МИССИЯ

Оказание качественных научно-методических и экспертных услуг в непрерывном образовании работникам системы образования Курганской области на основе сотрудничества

Наши линки

Учителя технологии

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

(ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кеппер Н.Н., старший

преподаватель кафедры педагогики и

профессионального образования  ГАОУ ДПО ИРОСТ

 В 2019 – 2020 г., единая методическая тема звучит как «Обеспечение организационно - методических условий профессионального роста педагога». Неотъемлемой частью роста учителя технологии является наличие и реализация индивидуального плана (программы). Каждый педагог в процессе своей деятельности сталкивается с определенными затруднениями и сложностями, решение которых, требует целенаправленной и системной работы. К тому же, в настоящее время принято ряд законодательных и нормативных документов таких как: Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; новый перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального образования, основного общего, среднего общего образования, которые требуют от специалиста корректировки своих программ и планов.

В России продолжается обсуждение нового стандарта основного общего образования, который расставит акценты и приоритеты при реализации содержания предмета «Технология».

В этом учебном году ряд школ Курганской области выпускает из 9 класса учеников, для которых реализовывался ФГОС ООО. Многие из образовательных учреждений предмет «Технология» заканчивают реализовывать в 8 классе, можно сказать что, полный цикл по реализации дисциплины в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) апробирован и имеет конкретные результаты, на которые необходимо опираться в дальнейшем.  

В  Зауралье 625 учителей (вместе с совместителями), из них 140 реализуют направления технический труд и индустриальные технологии, 243 - обслуживающий труд и технологии ведения дома, 287 - работают в совмещенных классах (по результатам сверки кадров).

При реализации ФГОС ООО в рамках предметной области «Технология» важно не только в полном объеме реализовать стандарт, но и грамотно оформить учебно-планирующую документацию учителя в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) школы по трем блокам «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития», «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся», «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», положением о рабочей программе и материально-техническим обеспечением образовательного учреждения (паспорт кабинета, мастерской по технологии). В настоящее время часто данные документы противоречат друг другу. К сожалению, не все педагоги внимательно и правильно оформляют свою рабочую программу. Необходимо отметить что, данные замечания и нарушения выявляются при проверке контроля качества школ ДОиН Курганской области.

Не смотря на то, что ФГОС ООО реализуется уже четвертый год во всех школах курганской области, учителя зачастую не имеют требований к оцениванию уровня освоения программы, хотя оценка должна быть выставлена в соответствии с определенными критериями, учитывающими уровень теоретических знаний обучающихся, их практические умения и навыки, и критериями оценивания,  применяемыми при выполнении проектных и проектно- исследовательских работ.

В некоторых школах отсутствует входной, итоговый контроль, большинство КИМов не проверяет блоки основной образовательной программы основного общего образования «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития», «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения». Часто КИМы представлены в виде тестов, хотя предмет практико-ориентированный. А как же практика?

Сложная ситуация остается с кадровым и материально-техническим обеспечением предметной области «Технология». Содержание ООП ООО «Программирование работы устройств… Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов.» и др. Конечно, можно сказать, что примерная программа не принята на федеральном уровне, но она является ориентиром для разработки учебников, ООП ООО школы, олимпиадных заданий и др., а значит обязательна для реализации учителем.

При подготовке и реализации урока по предмету необходимо делать упор на требования ФГОС, к сожалению, некоторые учителя продолжают работать по требованиям стандарта первого поколения не используя проектно-исследовательскую деятельность и деятельностный подход.

Для успешной реализации проектной деятельности, индивидуализации образования по технологии необходима разработка индивидуальных образовательных программ и траекторий. К сожалению в школах с низкими результатами в проектно-исследовательской деятельности данная работа отсутствует или построена на недостаточном уровне.

Сложно учителю технологии в реализации инклюзивного образования, так как в отличии от других предметов уроков трудового обучения становится больше, исходя из особенностей учебного плана, более того разработка учебно-планирующей документации предмета, учитывающей специфику ребенка затрудняется слабой методической помощью. Не говоря уже о, работе на уроке где педагогу приходится работать с несколькими классам по нескольким программам и индивидуальным траекториям. 

Все вышеперечисленные проблемы требуют планомерного и скорректированного плана (программы) работы учитывающего индивидуальные особенности учителя и образовательного учреждения, возможно методическую помощь коллег, методической службы для повышения качества реализации предмета на уроке и во внеурочной деятельности.

 Примерная программа работы РМО учителей технологии

 (трудового обучения) на 2019 - 2020 учебный год

 Занятие № 1

Тема: «Перспективы и развитие РМО учителей технологии (трудового обучения) на учебный год»

Семинар:

Ø Анализ работы РМО, задачи и основные направления работы на предстоящий учебный год.

Ø Повышение роли РМО и включение в работу УМО области.

Ø Анализ возможностей и перспектив работы МО на уровне округа и области.

Ø Обобщение педагогического опыта по реализации учебного предмета «Технология».

Ø Обобщение опыта по предмету на различном уровне.

Практикум:

Ø    Пути решения проблем по реализации учебного предмета «Технология».

Задание на межсессионный период:

Ø    Размещение материалов обобщающих опыт на различном уровне, в том числе и в сети Интернет.

 Занятие № 2

Ø    Тема: «Актуальные проблемы в работе учителя технологии»

Семинар:

Ø    Реализация Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации

Ø    Требования у учебно-планирующей документации.

Ø    Требования у учебно-планирующей документации при работе с обучающимися ОВЗ.

Ø    Работа по индивидуальным образовательным программам.

Ø    Требования к КИМам (входным, промежуточным, итоговым).

Практикум:

Ø    Составить актуальный перечень вопросов для учителя технологии в районе (городе).

Задание на межсессионный период:

Ø    Составить актуальный перечень вопросов индивидуальных затруднений для учителя технологии.

 Занятие № 3

Тема: «Индивидуальный план (программа) работы учителем технологии»

Семинар:

Ø    Проектирование индивидуального плана (программа) учителем технологии.

Ø    Особенности работы по индивидуальному плану (программа) учителем технологии.

Задание на межсессионный период:

Ø Составить индивидуальный план (программ) учителем технологии.

 Занятие № 4

Тема: Обеспечение организационно - методических условий профессионального роста учителя технологии по средствам индивидуальных планов (программ).

Семинар-практикум:

Ø Представление индивидуальных планов (программ) учителями технологии.

Ø Составления банка тем индивидуальных планов (программ) учителями технологии района (города).

Задание на межсессионный период:

Ø   Подготовить предложения по планированию и совершенствованию работы МО учителей технологии на 2019-2020 учебный год.

Ø   Подготовить обзор новинок по теории и методике преподавания технологии.

Ø   Изучение литературы и различных источников по теме индивидуальной плана (программы).

Ø   Обобщить педагогический опыт.

 Список источников:

1.     Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17  декабря  2010 г. № 1897.

3.     https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa.

 


Примерная программа работы РМО учителей технологии (трудового обучения) на 2014 -2015 учебный год по проблеме: «Требования к учебно-планирующей документации  учителя технологии (трудового обучения)». Н.Н. Кеппер старший преподаватель кафедры педагогики и профессионального образования  ГАОУ ДПО ИРОСТ

 

Приказ от 28 декабря 2018 г. №345
О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования