Авторская школа

Кафедра гуманитарного образования и языковой подготовки продолжает представлять авторские школы учителей иностранных языков Курганской области.

Авторская школа учителя английского языка МБОУ «СОШ № 59» Светланы Владимировны Бочкарёвой «Риторико-эвристическая составляющая уроков английского языка» состоялась на курсах: 1) «Цифровые технологии в обучении иностранному языку» (13 февраля 2023 года); 2) «Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в условиях реализации обновленных ФГОС (Developing soft skills)» (21 февраля 2023 года).

Учитель подчеркнул, что риторизация уроков английского языка позволяет шлифовать методы и приёмы, способствующие развитию устноречевых и письменноречевых умений и навыков, активно включая при этом элементы диалогизации, и работать над созданием новых типологических разновидностей и форм уроков. Обоснована целесообразность жанровой формы организации урока английского языка как на этапах освоения, активизации, систематизации нового материала, так и на этапе диагностирования знаний обучающихся; предложены различные жанры и даны рекомендации  по использованию их на занятиях. Автор проекта – одна из первых учителей английского языка в России, которые начинали  работать  по данной проблеме.

Рассмотрена технология риторизации в контексте создания риторических текстов в разных жанрах. Педагогом предложены жанры, которые работают на уроках  английского языка –  это вопрос, доклад, дискуссия, словесная  «дуэль»,  интервью, инструкция, лимерик,  мини-лекция, письмо, предоставление  слова, слово  о…,  самопрезентация,  прогулки  по…, рапорт, реклама, резюме, рекомендация, реплика,  рефлексия,  рецензия,  сказка, сообщение, судебная речь, рассказы в различных литературных  жанрах, речь от имени маски.

Дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии; это педагогическая  теория, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими  образовательных  продуктов.

Поэтому риторизация уроков английского языка и использование методов дидактической эвристики  –  взаимопроникающие элементы, дающие простор развитию творческих  и речемыслительных навыков обучающихся.

Светлана Владимировна рассказала о том, что использование различных жанров на уроках английского языка способствовало формированию лексических и грамматических навыков, обучению целевым видам речевой деятельности — говорению, письму, чтению. Данная технология стала основой для создания творческих проектов учащихся и выходу данных проектов на региональный и федеральный уровни.

Практическая часть авторской школы: Бочкарева С.В. привела примеры использования данной технологии по разделам: грамматика: творческие контрольные работы, грамматические схемы, грамматические сказки учащихся по временам глагола; работа с лексикой: набор ассоциаций для запоминания новых лексических единиц, авторские рифмовки, тематические стихи и песни на уровне сверхфразового единства; раздел «чтение» был представлен авторской сказкой по правилам чтения  в начальной школе, примерами «перекрестного пересказа» текстов, методическими наработками с текстами различных жанров для  информативного чтения; в разделе «письмо» педагог рассказала о «чатах» на уроках английского языка, сочинениях в старших классах, о рассказах и сказках учащихся в рубрике «Литературная гостиная»; в разделе «говорение» были освещены примеры авторских проектов: «Мой невидимый остров», «Досуг мира», «Путешествия», дискуссий: «Книги», «Экология», ролевых игр «Музыканты и продюсеры», «Мы и СМИ»;  даны рекомендации по проведению уроков по развитию навыков неподготовленной речи и проведению Риторических турниров на английском языке.

Также учителям был предложен просмотр презентации грамматической сказки и отрывок урока по теме «Встреча различных видов искусства» и даны ссылки на конспекты уроков.

Все наработки по данной проблеме представлены на сайте Светланы Владимировны.

На авторской школе 13 февраля присутствовали 17 человек, 21 февраля -13 человек.

Участники авторской школы отметили, что «все продемонстрированные Светланой Владимировной Бочкаревой методы работы являются ярким свидетельством педагогического таланта, энтузиазма, любви к детям и к своей работе, творческого подхода к каждому уроку как в начальной школе, так и в старшем звене. Насколько все это мотивирует детей, помогает им преодолеть барьер — общаться на иностранном языке».

Авторская школа получила  высокую оценку коллег – слушателей курсов за актуальность, качество и глубину представленного материала и за профессионализм педагога!

Похожие записи